«Отработка обязательств»?

В последнее время российская климатическая политика заметно оживилась. Только вызвано это не осознанием глубины проблем, а грядущими изменениями в международном углеродном регулировании. России нужно серьёзно пересмотреть свою готовность к новой экологической повестке – считают эксперты и представители гражданского общества.

Заместители председателя правительства РФ Виктория Абрамченко и Александр Новак провели совещание о координации работы по переходу к низкоуглеродной экономике. Выступая перед участниками мероприятия Виктория Абрамченко предложила для «защиты национальных интересов в рамках проработки всех механизмов адаптации создать российский проектный офис с разными компетенциями, который будет заниматься климатом, отработкой обязательств, а также рисков, связанных с экспортом наших товаров».

Правительство РФ поддержало подготовленный Минэкономразвития законопроект об ограничении выбросов парниковых газов. Как указано на сайте Правительства, «законопроект создает принципиально новый механизм регулирования экономики». Документ предполагает поэтапное введение модели регулирования выбросов парниковых газов, включающей в себя два блока. Один из них вводит обязательную углеродную отчетность для крупнейших эмитентов выбросов парниковых газов (более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа на первом этапе до 2024 г.). Остальные организации пока могут представлять данные на добровольной основе.

Второй блок документа призван сформировать правовую базу для обращения углеродных единиц. Если законопроект будет принят, любая организация сможет реализовать климатический проект. Могут рассматриваться и модернизация предприятий, повышающая  энерго и ресурсо-эффективность, и лесоклиматические проекты, предполагающие увеличение поглощения парниковых газов в природных экосистемах (например, повышение эффективности лесного управления, восстановление лесов и биоразнообразия на гарях). Речь идет о добровольных проектах - никаких налогов и обязательных платежей не будет. 

 

«Теперь все предприятия, работа которых сопровождается значительными объемами выбросов парниковых газов, будут отчитываться об этом, такое требование станет обязательным для каждого из них. При этом новое регулирование даст возможность бизнесу осуществлять собственные климатические проекты, а их реализация позволит привлекать зеленые инвестиции», - комментирует изменения в климатической политике Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

 

Торговлю углеродом в России решили начать с регионального уровня. В январе Правительство РФ утвердило дорожную карту по созданию механизма сокращения выбросов парниковых газов и переходу к климатической нейтральности для Сахалина, «по результатам которой в России планируется впервые создать систему торговли углеродными единицами и обеспечить достижение углеродной нейтральности региона к 2025 году».

Замминистра энергетики Павел Сорокин сообщил, что идет работа над выпуском зеленых сертификатов для производителей чистой энергии, на введение которых Минэнерго рассчитывает уже в этом году. Чиновник заявил, что производители смогут использовать подобные сертификаты, чтобы «показать чистоту своей продукции», а Минэнерго считает возможным создание в России системы торговли квотами на выбросы парниковых газов СО2 по аналогии с европейской: «Мы сейчас рассматриваем пилотный проект по созданию площадки по регистрации и обмену квотами, торговле, соответственно, выбросами на Сахалине, это первый эксперимент, и сейчас идет проработка этого вопроса».

 

«Нам необходимо иметь чёткое понимание по каждому региону, каждой отрасли, – подчеркнул на низкоуглеродном совещании  зам. председателя Правительства РФ Александр Новак. - Низкоуглеродный топливно-энергетический баланс является нашим очевидным, но пока не используемым преимуществом. К примеру, доля экологически чистых АЭС и ГЭС занимает до 40% в выработке российской электроэнергии. Учитывая, что экспортируемые товары потребляют всего 20% от всей производимой электроэнергии, мы как минимум можем обеспечить подтверждение чистоты реализуемой на экспорт продукции».

 

Представители гражданского общества считают оживление климатической повестки позитивным сигналом. Но, по их мнению, России нужна по-настоящему «зеленая» стратегия, предусматривающая скорейший уход от использования угля, снижение зависимости от всех видов ископаемого топлива, и не должна включать увеличение доли АЭС и крупных плотинных ГЭС в энергобалансе страны. Для сбора предложений по «зеленому» выходу из кризиса Российский социально-экологический союз (РСоЭС) вместе с Гринпис России запустили специальную платформу.

 

«В последние месяцы значение и интерес к климатической повестке в России значительно выросли, в том числе со стороны правительства РФ… - отметил в интервью «РИА Новости» Советник президента РФ по вопросам изменения климата Руслан Эдельгериев. - Но я вынужден признать, что драйвером этих изменений являются внешние факторы, в первую очередь трансграничное углеродное регулирование ЕС».

 

Руслан Эдельгериев предположил, что мировые тенденции свидетельствуют о формировании «климатического клуба», в который при нынешней политике Россия не будет иметь доступа. По словам советника президента, Парижское климатическое соглашение вопреки мнению скептиков выстояло и усилилось, а значит, России нужно серьёзно пересмотреть свою готовность жить с новой экологической повесткой.