Ответ на климатические вызовы
Центр стратегических разработок и аналитический центр ТЭК Российского энергетического агентства Минэнерго подготовили доклад о том, зачем России климатическая политика. Для РФ важно перейти к активным мерам климатической политики и поддержать конкурентоспособность российской экономики – к таким выводам приходят специалисты официальных исследовательских центров и именно об этом неоднократно заявляли представители общественных экологических организаций.
Доклад «Климатическая повестка России: реагируя на международные вызовы» на сегодняшний день можно назвать одним из самых исчерпывающих документов, характеризующих тренды климатических процессов, происходящих внутри России и на международной арене. Авторы определяют цели документа: оценить вызовы, которые внешние факторы ставят перед экономикой России и предложить направления дальнейшего развития.
Эксперты подчеркивают: Россия входит в число крупнейших мировых эмитентов парниковых газов - около 5% совокупных выбросов парниковых газов, что обуславливает повышенное внимание на международной арене к ее климатическим целям и политике. Отмечается, что национальная климатическая политика РФ на международном фоне развивалась достаточно медленно, ее развитие вошло в активную фазу в 2010-х годах - с принятием в конце 2009 года Климатической доктрины Российской Федерации.
Доклад дает подробную информацию о ситуации в мире - приводится анализ климатической политики государств, формирующих международные климатические тренды. В документе можно найти таблицы, в которых собраны данные о статусе заявлений об углеродной нейтральности стран мира, планах по отказу от ископаемого, отказе от двигателей внутреннего сгорания, запрете разведки и добычи ископаемого топлива.
Эксперты приходят к выводу, что низкоуглеродные планы стран, регионов и компаний ведут к сужению рынков сбыта российских традиционных энергоресурсов. Ужесточение климатического регулирования и его воздействие на структуру производства и потребления ископаемого топлива рассматривается как один из основных инвестиционных рисков.
Как следует из доклада, «главный вызов для российских экспортеров и российского бюджета, помимо самого факта введения трансграничного углеродного регулирования Евросоюза, заключается в том, что Россия - одна из немногих европейских экспортеров, у которых отсутствует какая-либо система углеродного ценообразования и учета углеродного следа».
Именно усиление международной повестки представители Центра стратегических разработок называют драйвером развития. Сложившееся понимание основных причин изменения климата ведет к трансформации условий ведения бизнеса в мире, – приходят выводу авторы доклада.
Изменение климата ставит перед экономикой России вызовы по двум направлениям: необходимости внутренней адаптации к изменению климата и необходимости реагирования на усиление внешних климатических ограничений. И если, по мнению экспертов, первое направление из-за серьезных вызовов (таяние вечной мерзлоты), уже находится в центре внимания, то по второму «почва еще не созрела». Авторы доклада считают «не готовыми» представителей ископаемых отраслей и население: «следует отметить, что из-за ведущей роли традиционных энергоресурсов в экономике России и неготовности большей части населения увеличивать расходы ради сохранения климата (согласно опросам), внутренних предпосылок для усиления климатической повестки достаточно мало».
«России важно перейти к проактивным действиям с точки зрения мер климатической политики и ориентироваться на поддержку конкурентоспособности российской экономики» - следует из доклада. Самым сложным в экономике, где ведущую роль играют традиционные энергоресурсы, эксперты считают согласование средне-и долгосрочных ориентиров для национальной климатической политики, которые должны обозначить направления перехода на низкоуглеродный путь развития.
В числе конкретных направлений предлагаются: внедрение национальной системы отчетности и мониторинга выбросов парниковых газов, создание условий для реализации добровольных инициатив по их сокращению, анализ альтернатив углеродного ценообразования, совершенствование учета, защиты лесного фонда и другие.
По мнению экспертов, система углеродной отчетности позволит получать актуальную информацию о выбросах парниковых газов на уровне регионов и отраслей экономики, а также моделировать и прогнозировать последствия климатической политики и климатических рисков.
По мнению экспертов, поскольку Россия входит в число крупнейших эмитентов, следует уделять больше внимания освещению предпринимаемых страной усилий, обозначать существующие ограничения, дальнейшие намерения и искать возможности для продвижения климатических инициатив, которые отвечали бы национальным интересам. Это должно способствовать формированию образа России как климатически ответственной страны.
Большинство выводов доклада близки Позиции представителей общественных экологических организаций, в которой представители Российского социально-экологического союза (РСоЭС) подчеркивают, что России необходимо принять нормативно-методическую базу для формирования и реализации климатических планов субъектов РФ и муниципалитетов. При этом экологи считают важной формирование политики, которая будет не только создавать образ России как климатически ответственной страны, но и приведет к реальному снижению уровня выбросов парниковых газов.