День Энергосбережения 2017. Разумно и эффективно использовать энергию – просто!
11 ноября мир отметил Международный День энергосбережения. Участники международного школьного проекта SPARE/ШПИРЭ в этом году проводили мероприятия на тему энергоэффективного образа жизни и показывали одноклассникам, коллегам, родителям, как можно экономить энергию и при этом комфортно жить!
В больших и маленьких городах, селах и деревнях России мы не имеем возможности выбирать, из какого ресурса получать энергию – возобновляемого или невозобновляемого. Петербург, например, получает энергию в основном от сжигания природного газа и от атомной электростанции. Хотя при сжигании углекислого газа выбрасывается при этом меньше, чем, например, от сжигания угля, все равно это очень большой вклад в изменение климата. И атомная энергетика также дает большое влияние на окружающую среду - в первую очередь за счет радиоактивных отходов, безопасного способа хранения и утилизации которых еще не придумано. Самое важное, что мы можем сделать, чтобы снизить наше влияние на окружающую среду в таком случае – рационально использовать энергию. Именно поэтому каждый год школьники участвуют в мероприятиях посвященных Международному Дню Энергосбережения.
В этом году тема Дня Энергосбережения – энергосберегающий стиль жизни. Школы, присоединившиеся к празднику, проводили мероприятия, цель которых показать, что каждый шаг человека влияет на изменение климата и в наших силах уменьшить это влияние. В этот день и в последующую неделю ими были организованы уроки, акции и мероприятия направленные на пропаганду энергосбережения.
Решение о проведении Международного Дня Энергосбережения было принято в 2008 году участниками Международного школьного проекта по использованию ресурсов и энергии SPARE. Сегодня в проекте принимают участие больше 14 стран, и провозглашенный SPARE День Энергосбережения давно стал без преувеличения международным. Во многих странах День Энергосбережения отмечают своими действиями не только школы и неправительственные организации, но даже заводы или муниципалитеты, не зная о его «общественном» происхождении.
День энергосбережения проводится совместно Российским Социально-экологическим союзом и участниками международного проекта SPARE.
Мы выбрали самые интересные мероприятия этого дня, проведенные педагогами и школьниками.
Гимназия №261, Санкт-Петербург
Третьякова Татьяна Владимировна, учитель географии
В школе провели конкурс плакатов для учеников пятых классов. Ребята изобразили простые способы энергосбережения, которым можно следовать каждый день!
Школа №45, г. Братск
Сергеева Светлана Павловна, педагог – организатор
С 20 по 25 ноября 2017 года в МБОУ «СОШ № 45» города Братска прошла Неделя энергосбережения. В рамках Недели были проведены мероприятия, направленные на привитие обучающимся навыков энергосбережения и бережного отношения к природным ресурсам.
На классных часах в 1-4 классах ребятам рассказали о том, как можно сэкономить энергоресурсы в школе и дома, какую роль играет энергосбережение в сохранении экологии Земли.
Учащиеся 5А, 5Б классов совершили интерактивное путешествие по домам и квартирам обучающихся. Детям было рассказано о том, что такое энергосбережение и как использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.
В 6 - 8 классах были проведены тематические уроки «Свет в нашей жизни», на которых было разъяснено, чем опасно электричество и почему необходимо с повышенным вниманием относиться к таким привычным в нашей современной жизни объектам, как электрические столбы и трансформаторные будки.
В 9 – 11 классах классные часы начались с анкетирования «Энергосбережение в быту» с целью выявить как часто школьники пользуются в бытовой практике принципом «Сбереги энергию». Из 57-ми человек – 29 имеют частично освещение за счёт энергосберегающих лампочек, используют кастрюли с диаметром, совпадающим с диаметром плиточных конфорок. 26 человек отслеживают наличие включённых в помещении устройств (лампы, бытовая техника). 2 человека не экономят электроэнергию. На классном часе школьники познакомились с альтернативными источниками освещения, экономящими электроэнергию. Разрабатывали памятки «Краткие рекомендации по энергосбережению в быту».
Большеокуловская средняя школа, с. Большое Окулово
Петрова Марина Владимировна, учитель физики
10 ноября я проводила уроки-диспуты в 10,11 классе по теме "Энергоэффективный образ жизни", с презентацией. Учащимся было предложено задуматься и порассуждать что это такое, как можно жить комфортно и при этом сберечь электроэнергию. Решили 11 ноября у себя дома применить, полученные на уроке советы по энергосбережению и 13 ноября проверить кто сколько съэкономил
Школа № 2 Пожарского муниципального района Приморского края, пгт. Лучегорск
Петрова Наталья Юрьевна, зам. директора по УВР, учитель технологии, географии
В рамках Международного Дня Энергосбережения в 11 а, б классах МОБУ СОШ № 2 Пожарского района Приморского края прошел урок «Энергоэффективный стиль жизни». На основе полученных материалов учителем разработаны задания для групп учащихся, выполняя которые они и формировали понятие об энергоэффективном стиле жизни каждого человека. После работы по заданиям, выступления групп и обсуждения результатов, совместно были предложены экологические решения в жизни простого обывателя, позволяющие минимизировать вредное воздействие человека на окружающую среду, разработаны советы, которые может выполнить каждый. Итогом работы стало тестирование, которое показало, что у 13 человек много хороших привычек, 17 являются хорошим примером для других, а у 1 кто-то из семьи может стать министром экологии.
Выполнение простых советов, разработанных учащимися, которые многие, кстати, выполняют, потому что их этому научили родители, и приведут к энергоэффективному стилю жизни.
ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» на базе школы № 430, Санкт-Петербург
Птюшкина Галина Николаевна, педагог дополнительного образования
К Международному Дню Энергосбережения 2017 учащиеся 3 класса ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» на базе школы № 430 подготовили и провели акцию «Многоразовая сумка против пластикового пакета».
Журавлев Евгений, Суравицкая Ксения, Зиновьева Диана, Калиниченко Андрей под руководством педагогов: Птюшкиной Галины Николаевны,Котюковой Татьяны Николаевны, Королевой Натальи Эдуардовны, Журавлевой Виктории Сергеевны разъяснили учащимся начальной школы,что энергия является одним из важнейших элементов человеческой жизни. Поскольку мы не можем сделать ни один шаг в жизни без энергии, мы должны сохранить ее. Есть много шагов, которые необходимо предпринять для экономии источников энергии. Например, использовать многоразовые сумки вместо пластиковых пакетов.
Никто из учащихся не смог пройти мимо акции, были приготовлены таблички-призывы для приглашения учащихся к акции, организована выставка рисунков по теме.
Все организаторы акции в классах начальной школы рассказали о своем опыте использования многоразовых сумок.
Дом творчества «У Вознесенского моста», Санкт-Петербург
Берендеева Алла Борисовна, Педагог дополнительного образования
Для воспитанников ДТ «У Вознесенского моста», занимающихся по программе «В гармонии с природой», мероприятия, связанные с денем энергосбережения, прошли плодотворно.
С ребятами мы обсуждали, какие виды энергии существуют, сравнивали их, выясняли как их использует человек, какие последствия это имеет для окружающей среды и, конечно, для самого человека.
Многие впервые узнали, что у каждой вещи, которую мы используем, есть особый след — энергетический. Выясняли, из чего складывается этот след и как его уменьшить доступными для каждого способами.
Творческим вкладом в решение вопроса по энергосбережению стали инсталляции из вторичных материалов «Береги воду», «Выключай свет» и эскизы будущих сигнальных табличек, призывающих экономить ресурсы. Готовые таблички будут установлены в помещениях школ, в которых учатся ребята. «Экологические разведчики» прямо во время занятия подсчитали количество включенных светильников в холлах и коридорах, в дальнейшем будет подсчитана потенциальная экономия электроэнергии, если их выключать, когда в коридорах никого нет.
Скиба Василиса, Ярославская область
Василиса Скиба, победитель Всероссийского конкурса школьных проектов ШПИРЭ в 2016-2017 гг., В Дни Энергосбережения организовала в Ярославской области, Первомайском районе в деревне Юрьевское школу молодых фермеров. Василиса на практических занятиях школьной сельскохозяйственной биодинамической площадки (руководители Ирина и Сергей Скиба) показала местным школьникам, как самостоятельное приготовление пищи из местных продуктов во много раз сокращает экологический след каждого человека. Василиса обучила школьников изготавливать овечий сыр с травами, использовать цветы разных растений для прекрасного витаминного салата и создавать фруктовый торт для именинников! Практические занятия сопровождались игрой «Подсчитай свой экологический след».
Вальдорфская школа «Радуга», г. Воронеж
Утина Ирина
Воронежская негосударственная общеобразовательная Вальдорфская школа «Радуга» начала активно участвовать в программе ШПИРЭ в 2017. В мае и августе координаторы программы ШПИРЭ ЦФО РФ провели занятия по ШПИРЭ для учителей и школьников этой школы во время летней полевой практики.
День Энергосбережения коллектив школы проводил 2 недели. Было принято решение создать региональный учебно-практический Центр ШПИРЭ и оформить музей моделей, поделок, разных проектов.
Группа старшеклассников и их руководитель Утина Ирина заготовили ветки лозы и ивы, высушили и смастерили корзины для поделок.
Женская группа (учащиеся и учителя) связали из вторичной ткани теплые яркие коврики для прохладной комнаты.
Отдельная группа создала уголок для сбора старых батареек и лампочек, договорилась о днях сдачи их в утиль.
Школьные журналисты и художники оформили Центр своими рисунками, плакатами и стендами о программе ШПИРЭ и энергосбережении.
МБОУ «Гимназия №1», Брянский район, с. Глинищево
К.Н. Яковленко, заместитель директора по УВР
К.Н. Яковленко, учителя гимназии Н.В. Горнухова, Л.А. Слащева провели с обучающимися 5-9 классов 6 практических занятий (с демонстрационными опытами и изготовлением моделей), арт-игру, деловую игру и дискуссию. Члены энергетической бригады ШПИРЭ подготовили тематическую радиопередачу, рисунки, интересные модели для учащихся всей гимназии.
При нашей гимназии действует детский сад «Елочка». Члены энергетической бригады ШПИРЭ (гимназисты) начали дошкольников знакомить с программой ШПИРЭ. Обучающиеся дошкольного уровня образования впервые участвовали в подобных совместных мероприятиях. Старшеклассники провели для дошкольников 4 занятия. Школьники 5-9 классов рассказывали дошкольникам о том, что энергосбережение очень важно для улучшения окружающей среды и сохранения климата – и в том месте, где мы живем, и на всей планете. Показывали самые интересные проекты гимназистов по энергосбережению: «Энергосбережение на дороге», «Дом, на крыше которого используют солнечные батареи», «Ветряки, вырабатывающие энергию».
Гимназисты показали детям детского сада тематические мультфильмы , поиграли в «Доскажи словечко». И как итог, сложное слово «Энергосбережение » и сложное понятие «энергоэффективный стиль жизни» дошкольники стали произносить легко, а воспринимать - просто.
ГБОУ Школа 14, г. Москва
В этом году в ГБОУ Школа 14 прошли мероприятия, посвященные Дню энергосбережения. 11 ноября учащиеся узнали о ресурсо и энергосбережении, разных видах ламп, утеплении помещений, энергоэффективности на транспорте, альтернативных источниках энергии. Далее группа школьников посетила интерактивный музей "Иннопарк", лучше поняв физическую сущность энергоэффективности. А затем в школе прошли дебаты, посвященные строительству завода и его энергоэффективности, экологи пытались договориться с экономистами и политиками в интересах всего общества. Далее старшие школьники представили свои проекты по ресурсосбережению перед учащимися младших классов.
д/к «Спартаковец», г. Брянск
Любкевич Марина Владимировна, педагог-организатор
10 ноября 2017 года в Доме детского творчества состоялось мероприятие «Береги энергию!», посвящённое международному Дню Энергосбережения, который отмечается 11 ноября.
Мероприятие проходило в форме познавательной беседы, с элементами дискуссии. Мероприятие проводила педагог-организатор д/к «Спартаковец» Любкевич Марина Владимировна. Ребята узнали, когда был учреждён День Энергосбережения, обсудили, каким образом можно экономить энергию.
Дом детского творчества города Брянска
Саманцова Элеонора Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
11 ноября 2017 г. в 12-00 часов на площади им. В. Ульянова отделом организации работы детских клубов МБУДО «Центр внешкольной работы» г. Брянска проведена профилактическая акция «Азбука энергосбережения», посвященная Международному Дню энергосбережения для обучающихся детских клубов«Горн», «Пламя», «Дружба», «Юность», «Маячок»,«Ровесник». В акции приняло участие 32 обучающихся детских клубов среднего и старшего школьного возраста. В ходе проведения акции с ребятами состоялась тематическая беседа об энергосбережении, соблюдении правил электробезопасности, предложены вопросы викторины. Заключительным этапом проведения акции стало распространение листовок среди жителей Бежицкого района.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы Советского района» г. Брянска
Данилова Н.С., воспитатель д/к «Пятачок»
В детском клубе «Пятачок» прошла беседа, посвященная Дню Энергосбережения. Ребята узнали, как можно экономить энергию дома, в школе, клубе. Сами рассказали об альтернативных источниках энергии. В беседе я использовала материалы информационных листков ШПИРЭ. Мною была показана презентация «Виды электростанций» и подготовлена подборка слайдов «Энергия в нашей жизни». Это первое мое мероприятие по данной теме. Для подготовки мероприятия мне очень помогли присланные материалы и участие в обучающем семинаре.
МБУ ДО "Агнес"
Кулагина Ирина Леонидовна, педагог дополнительного образования
11 ноября 2017 года - Международный день энергосбережения. В этот День Энергосбережения мы хотим привлечь внимание к такому понятию, как «энергоэффективный стиль жизни». Вместе мы можем снизить свой вклад в изменении климата! В своем детском (подростковом) клубе "Созвездие" мы с ребятами решили начать с малого - экономии электроэнергии. Ребята сделали небольшие буклетики с обращением к жителям нашего микрорайона, которые они раздавали прохожим на улице. В помещении клуба свет не горит зря, за этим следят как взрослые, так и дети.
ГБОУ школа – интернат «Олимпийский резерв»
Котова Татьяна Венадьевна, учитель географии,химии
11 ноября в ГБОУ школе – интернате «Олимпийский резерв» прошел День энергосбережения. Наши воспитанники обсудили проблемы, связанные с производством и потреблением энергии, привели примеры из своей жизни. Наши ребята – спортсмены велосипедисты, поэтому придумали много способов, как можно было бы использовать велотренажер для питания бытовых приборов. На занятии ученики просмотрели видеофильм, выполнили творческие работы, которые будут использованы как социальная реклама в разных аудиториях школы.
МБОУ средняя школа при ФКУ ИК 16
Светлана Канинская, учитель химии и биологии
В рамках программы энергоэффективности МБОУ средняя школа при ФКУ ИК 16 ,14 ноября было проведено внеклассное мероприятие в форме круглого стола по теме «Энергоэффективный стиль жизни», посвященное Международному Дню Энергосбережения 2017года.
Целью проведения данного мероприятия было -донести до учащихся важность роли сохранения энергии в жизни каждого человека, и каждого из них, оказавшихся изолированными от внешнего мира.
А так же в ходе мероприятия предстояло решить следующие задачи: пробудить интерес учащихся к проблеме, помочь им «раскрыться», стать участниками обсуждения важной проблемы.А поскольку в недалеком будущем им предстоит вернуться в социум,им необходимо подготовиться к новой жизни в современных условиях, социально реабилитироваться.
В ходе мероприятия учащиеся 11 «В» класса Алексееев Артем рассказал о последствиях электромагнитного излучения на организм человека, а Новиков Константин внес свои предложения по снижению электромагнитного излучения на организм человека в быту, за счет экономии энергоресурсов и рационального использования бытовых электроприборов. Также Алексеев Артем подготовил презентацию, в которой раскрыл проблему взаимосвязи загрязнения окружающей среды с нерациональным использованием энергоресурсов, раскрыл последствия загрязнения средыи предложил путирешения проблемы. В следующем сообщении участника «Круглого стола» Лобковского Сергея была раскрыта тема: «Собственные способы сохранения энергии на конкретных примерах».А далее бурно и весело прошла дискуссия «Можно ли жить комфортно и не тратить много энергии?»В ходе дискуссии сформулировали и обсудили еще один принцип энергосбережения - организовать общество и нашу жизнь рациональным образом.
МБОУ ДО "Детский эколого-биологический центр" ГО (объединение «Грамотейка») г. Уфа
Гульназ Абдразакова
Ребята узнали о том, как можно сэкономить энергоресурсы в школе и дома, какую роль играет энергосбережение в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы.
На основе простейшего опыта с шариком, бумагой и кусочком шерсти выяснили о том, как может образоваться электричество. Сделали вывод, что при трении о шерсть шар получает заряд, который отличается от заряда, который имеет бумага. Противоположные заряды притягиваются.
Также школьники просмотрели видеофильм «К электроэнергии с уважением» и сделали выводы: нужно правильно обращаться с бытовыми электроприборами, экономить электроэнергию.
Детский сад № 50, г.Усть-Кут
Поротова Вера Петровна, воспитатель
В подготовительной к школе группе Детского сада № 50 прошёл краткосрочный проект «Что такое энергосбережение?» . Цель проекта: воспитывать у детей культуру грамотного и экономного обращения с энергоресурсами. Задачи: Развивать привычку рационально и бережно относиться к энергоресурсам с детства.
В рамках проекта был проведён цикл бесед на тему: -«Что такое электричество?», «Откуда к нам пришёл ток?», «Зачем и как экономить электроэнергию, тепло и воду?»
Мы с детьми закрепили правила безопасного поведения с электрическими приборами, правила энергосбережения. Провели интересные опыты по теме: «Статическое электричество», организовали выставку рисунков «Наши помощники-электрические бытовые приборы».
Провели в детском саду акцию для сотрудников и детей других групп по распространению листовок и памяток по экономии электроэнергии, тепла и воды. Для родителей мы приготовили в группе информационную папку- передвижку по теме: «Электросбережение, водосбережение, теплосбережение» и раздали памятки по экономии энергоресурсов.
В результате проведённого проекта дети научились делать первые шаги к сбережению энергоресурсов, а энергосбережение — это образ жизни нового поколения, которому придётся решать природоохранные проблемы всего Земного шара.
МБОУ СШ № 6 п. Смолино Володарского района Нижегородской области
Верещагина Ирина Сергеевна, Учитель, руководитель клуба "Экос"
Активное участие приняли ребята из школы № 6 посёлка Смолино Володарского района Нижегородской области в акции Энергосбережения в 2017 году. Во всех классах были проведены беседы и занятия на тему экономии электроэнергии в нашей повседневной жизни. Ребята рисовали листовки и плакаты, призывающие беречь электроэнергию, стали экономить свет на территории школы и, во время проведения уроков выключать свет в коридорах, активное участие приняли многие ребята при съёмке видеороликов "Берегите электроэнергию!".
МБОУ СОШ № 4, Нижегородская область, город Балахна
Терешкина Анна Валентиновна, Учитель физики
В рамках школьных мероприятий по энергосбережению, мы с ребятами создали поучительный видео-ролик о том, как необходимо серьезно и бережно относиться к энергоресурсам.
https://www.youtube.com/watch?v=xLTDdhFTL8Q&feature=youtu.be
ГБОУ СОШ №137, Санкт-Петербург
Шарыпина Ольга Васильевна, учитель физики
Учащиеся 11 класса провели беседы в разных классах и рассказали о энергопотреблении транспорта, которым пользуется человек ежедневно. О влиянии автомобилей на окружающую среду.
Девятиклассники рассмотрели транспортную ситуацию на улице Вавиловых (улица на которой находится наша школа). За один час наблюдений по улице проехали 18 автобусов, 36 маршруток, 60 грузовых автомобилей и 1476 легковых автомобилей. Большинство легковых автомобилей были без пассажиров, с одним водителем. Оценили вредные выбросы в окружающую среду. О результатах своих исследований ребята проинформировали других учащихся школы.
Учащиеся 8 класса, используя статистические данные 9 класса и зная протяженность улицы Вавиловых (примерно 1,2 км) рассчитали объем потребляемого топлива легковыми автомобилями и количество теплоты, выделяемое при сжигании этого топлива. Выводы, к которым ребята пришли: если человек пользуется легковым автомобилем вместо общественного транспорта, то он ежедневно в среднем в виде бензина потребляет энергии больше, чем ему требуется на все остальное жизнеобеспечение.
Семиклассники провели опрос среди учащихся школы и выяснили, что 18 % учащихся начальной школы привозят в школу на автомобилях, 5 % приезжают на общественном транспорте. Остальные учащиеся начальной школы ходят в школу пешком. Проанализировав количество потребляемого автомобилями топлива и количество выбрасываемых ими загрязняющих веществ и парниковых газов ребята пришли к выводу, что не смотря на то что не так много детей привозят в школу на автомобилях их вклад в загрязнение окружающей среды значительный. А так как обратно мама или папа едут без пассажиров, то для перевозки одного человека на один километр требуют много топлива.
МБОУ Школа №91, г. Нижний Новгород
Чердакова Арина Валерьевна,
учитель биологии
Мы провели целую неделю энергоэффективности.
Распространили информацию об энергосбережении, провели акцию по сбору и утилизации использованных батареек (ученики 4б класса собрали и отвезли в пункт приема в "Меге" более 20 кг), игровой урок в 7б классе "Энергоэффективность - самая большая электростанция мира", а также практикум в 9б классе "Альтернативные источники энергии"
НГПУ им. К.Минина, г. Нижний Новгород
Одрова Любовь Николаевна
На очередном занятии кружка «Юный натуралист» ребята отметили день энергосбережения, который был 11 ноября.
Гостем кружка была Любовь Одрова, сотрудник нижегородского отделения Союза охраны птиц России. Люба рассказала ребятам о разных способах экономии энергии. Самое простое и эффективное – это заменить лампы накаливания на светодиодные лампы (если вы ещё используете лампы накаливания). И, конечно же, прибор не должен быть включён зря, если им не пользуются.
Детям понравился термин «энергетические вампиры» - это, например, воткнутое в розетку зарядное устройство, и другие приборы, живущие в режиме ожидания часами и днями. Есть также много хитростей, которые позволяют более экономно использовать холодильник, стиральную машинку, утюг, и другие бытовые приборы. Свои способы экономии есть и при приготовлении пищи. О многих из этих способов не знали не только дети, но и взрослые – родители и сотрудники заповедника.
Испытаниям подвергли холодильник, стоящий в экоцентре. С помощью листа бумаги проверили, насколько плотно прилегает дверка – с этим было все в порядке. А вот термометр показал, что температура в холодильнике аж целых +11 градусов – это, конечно, слишком тепло, для того, чтобы продукты хранились долго, нужна температура не выше, чем +4 градуса.
В конце занятия дети нарисовали небольшие памятки о тех способах сэкономить энергию, которые им больше всего понравились.
МБОУ "СШ № 19 с УИОП", город Заволжье Нижегородской области
Хрипунова Татьяна Вадимовна,
учитель химии
В нашей школе в рамках дней энергосбережения мы провели классные часы по данной теме, подготовили квест-игру с учащимися 7-8 классов, которую провели во 2-х классах школы, а также вышли в д/с № 52, где поиграли и рассказали об энергосбережении воспитанникам этого детского сада, поделились с ними просветительскими материалами об экономии энергоресурсов.
Членами кружка "Живая планета" была подготовлена тематическая газета, в которой были даны советы по энергосбережению. В некоторых классах начальной школы они побывали в качестве лекторской группы, где также в виде занимательной беседы и викторины поговорили с ребятами об энергоэффективности. Для них же была подготовлена "Экологическая азбука для малышей", читая которую они легко могут узнать о том, как можно легко и просто бережно относиться к ресурсам нашей планеты.