Московские школьники снижают экослед в сельском хозяйстве
Автор: Людмила Жирина, координатор ШПИРЭ по Центральному ФО
В апреле-июне 2020 года программа ШПИРЭ для учителей и школьников Московского региона проходила в удаленном формате. Региональные координаторы, активные учителя и школьники более 25 школ провели дистанционный мозговой штурм, два вебинара и скорректировали планы действий московских школьников в новых условиях.
Наша активная группа пригласила школьников и учителей принять участие в теоретическом еженедельном онлайн-интенсиве и региональном виртуальном практикуме «Инновационное ресурсосбережение в сельском хозяйстве поможет сократить ваш экослед». Мы разослали методические рекомендации практикума по 250 электронным адресам! Массовая рассылка информационных писем помогла создать форумный диалог и привлечь внимание новых участников программы ШПИРЭ.
На занятиях онлайн-интенсива школьники научились инновационно мыслить, определять шаги для своей цели, планировать и расставлять приоритеры. Особое внимание было уделено умению рассчитывать последовательность действий и время выполнения каждого этапа. Возможность беречь собственные силы и время является важным при участии в практикумах.
Многие школьники Москвы выехали в сельскую местность на период самоизоляции и начали изучать возможности ресурсо- и энергосбережения в условиях собственного огорода. Но большинство ребят решили проводить экспериментальный практикум на подоконнике квартиры, в лоджии, на балконе.
Участники виртуального практикума «Инновационное ресурсосбережение в сельском хозяйстве поможет сократить ваш экослед» решили задуматься о весенних подготовительных работах в сельском хозяйстве. Ребята предложили своим семьям использовать для проращивания семян овощей не одноразовые полипропиленовые и полистироловые стаканчики, а картонные втулки от туалетной бумаги. Более 30 семей написали, что они не стали покупать пластиковые контейнеры для рассады, а использовали картонные коробки от молочных продуктов, упаковки яиц и даже яичную скорлупу.
Школьники, которые выехали в сельскую местность, решили предложить свои методы ресурсосбережения в сельском хозяйстве. Они сконструировали резервуары для эффективного сбора дождевой воды и использования ее для полива. Многие семьи стали создавать компостные кучи из бытовых и сельскохозяйственных отходов. Как способ энергосбережения, для сушки овощей, фруктов, лекарственных трав использовали энергию солнца, ветра, остаточное тепло бани и печи. Чтобы беречь древесину, строили заборы из ивовых веток для декорации и защиты огорода от сельских животных, а для изготовления лавочек в зоне отдыха использовали старые строительные материалы.
Каждый участник практикума делает фотографии, записывает наблюдения в дневник, делает расчеты ресурсосбережения, подсчитывает свой экослед и радуется возможности не допускать парниковые выбросы. Ребята используют материалы программы ШПИРЭ, опубликованные на сайте Программы, и планируют включить эти расчеты в свои школьные проекты.
Более 400 школьников Московского региона и их семей приняли участие в виртуальном практикуме «Инновационное ресурсосбережение в сельском хозяйстве поможет сократить ваш экослед». Это помогло большому количеству городских жителей начать экологизацию своей жизни в новых направлениях: «Не используй одноразовое», «Зеленая уборка», «Энерго и ресурсосбережение», «Эковолонтерство», «Шеринговая экономика», «Экологичное меню», «Тайм-менеджмент».
В начале учебного года 2020-2021 участники практикума планируют инициировать диалог о том, как города могут лучше справляться с последствиями непредвиденных ситуаций через экономическое восстановление, укрепление устойчивости, с помощью школьников.