1

Ископаемое топливо: запах дыма в темном театре

Дискуссия об отказе от ископаемого топлива становится все более заметной частью мировой повестки не только в климатическом контексте, но и политическом. Важные данные об этом процессе собрал коллектив авторов из более 200 общественных организаций из разных стран в «Обзоре о справедливом отказе от ископаемого топлива». Представители гражданского общества сформулировали рекомендации, которые помогут устранить противоречия, возникающие на разных уровнях энергетического перехода.

 

 

Справедливый энергетический переход, по мнению авторов Обзора, предполагает ответственность государств в зависимости от их специфики и положения, а также обязательный учет нужд наиболее уязвимых групп.

Поводом для подготовки отчета стал вывод Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) о том, что достижение цели удержания потепления на планете в рамках 1,5°C возможно при срочном планомерном отказе от использования ископаемого топлива. «Подлили масла в огонь» и эксперты Международного энергетического агентства, (МЭА) заявившие, что введение новых инфраструктурных объектов для ископаемого топлива является нецелесообразным.

В своем обзоре представители общественных организаций пишут, что «обещания по борьбе с изменением климата пока остаются неадекватными и несправедливыми», хотя при этом большинство государств имеют целый спектр возможностей.

Авторы документа дают несколько рекомендаций по справедливому переходу от ископаемого к возобновляемой энергетике.

Они предлагают признать ископаемое топливо ключевым фактором климатического кризиса и создать новые пути и международные платформы для срочного прекращения ископаемой экспансии, поэтапного сокращения производства и ускорения справедливого перехода для всех стран и сообществ.

По мнению представителей гражданского общества, выполнение адекватных обязательств по Парижскому соглашению требуется от всех государств. Но особенно это касается самых крупных и богатых загрязнителей, которые должны внести свой справедливый вклад в решение климатического кризиса: сократить выбросы и сотрудничать с развивающимися странами, предоставляя климатическое финансирование для внедрения чистых технологий и климатической адаптации.

В обзоре указано, что необходимо создать элементы поэтапного отказа от справедливых долей:

  • «Клуб первопроходцев» — стран, взявших обязательства по прекращению финансирования и добычи ископаемого топлива;
  • Реестр мировых запасов ископаемого топлива для повышения прозрачности и подотчетности;
  • Дипломатическую комиссию, занимающуюся продвижением переговоров о поэтапном отказе от ископаемого.

Также важно активно внедрять международно-правовые инструменты, способствующие отказу от ископаемого топлива. Предлагается изменить правила глобальной торговли, инвестиций, финансов и технологий, чтобы увеличить «политическое пространство» для правительств, ускоряющих принятие чрезвычайных климатических мер и внедряющих новые программы для поощрения торговли, которая ставит на первое место права людей и Природы, а не прибыль.

Наряду с глобальным анализом в обзоре представлены профили 13 стран: Китай, Россия, США, Великобритания, Мозамбик, Эквадор, Колумбия, Индия, Индонезия, Нигерия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Тринидад и Табаго. Такие разные по многим показателям страны, по задумке авторов, должны иллюстрировать разнообразие проблем и возможностей в вопросе отказа от ископаемого топлива.

В профиле России указано, что страна является одним из ведущих производителей и потребителей ископаемого топлива и производит 13% мировой нефти, 17% ископаемого газа и 5,5% угля. «Ископаемое топливо «глубоко встроено» в производство, экспорт и экономику государства», — указано в обзоре. Авторы доклада приводят цифры: реализация российско-германского проекта «Северный поток — 2» могла привести к выбросам парниковых газов в объеме 5% всех выбросов CO2 в ЕС в 2019 году.

Экспорт ископаемого является очень важным фактором климатической политики России, которая в основном определяется внешнеэкономическими сигналами. По мнению авторов документа, вопрос необходимости сокращения выбросов для минимизации национального ущерба от изменения климата практически не понимается.

По словам автора обзора, многие правительственные чиновники, бизнес и даже некоторые представители гражданского общества являются климатическим скептикам, поэтому в стране ограниченные возможности для продвижения научно-обоснованных взглядов на проблему изменения климата. При это «некоторые организации, имеющие климатический голос вынуждены работать в очень ограниченном политическом окружении и сталкиваются с репрессиями, а слабое профсоюзное движение не позволяет вывести тему энергетического перехода на уровень широкого профессионального сообщества».

В документе отмечается, что хотя государственная поддержка источников возобновляемой энергии (ВИЭ) в России есть, она мала и в последнее время снижается, а основной объем финансирования традиционно ориентирован на ископаемое топливо. В обзоре отмечены в качестве позитивного факта климатические инициативы регионов – приводится пример Сахалинской области, взявшей ориентир на развитие ВИЭ, достижение углеродной нейтральности к 2025 г. Указано, что есть еще «3-4 региона – первопроходца».

Несколько лет назад в России был разработан Закон о парниковых газах, который призван ввести обязательную отчетность предприятий по выбросам парниковых газов и создать внутреннюю систему сокращения выбросов парниковых газов проекты. Было дано указание запустить систему к июлю 2022 г. «Но исторический опыт показывает, что многое в стране так и остается только на бумаге» — пишут авторы обзора.

Авторы обзора называют нынешние определяемые на национальном уровне вклады в снижение выбросов парниковых газов (ОНУВ) слабыми. «России нужен более четкий, сильный и бескомпромиссный сигнал о переходе к нулевым выбросам от крупных эмитентов страны, — пишут авторы обзора. — Такой сигнал потребуется от всех развитых страны, включая Россию. Этот сигнал должен подтвердить, что удержание температуры и снижение выбросов парниковых газов являются основной целью внутренней и внешней политики. Такой сигнал создаст пространство для прогрессивного бизнеса».

Представители гражданского общества – авторы документа — считают, что каждая страна должна взять под контроль вопросы справедливости в энергетическом переходе, отстаивать экологическую справедливость и устранять все виды неравенства.

«Текущее понимание человечеством сегодняшнего быстро нагревающегося мира чем-то похоже на запах дыма в темном театре. Находящиеся там кричат об аварийных выходах, все больше людей пугаются ... звенит сигнализация. Все в курсе, что происходит — предупреждений о климатическом кризисе предостаточно. Как и в этом задымленном театре, паника и отсутствие планомерных действий может привести к панике, боли и смерти. Но это можно предотвратить, если критическая масса людей и правительств вовремя сообразит, что самый легкий путь к коллективной безопасности скоординированный и честный выход. Без реальной справедливости страны не будут сотрудничать».