1

Изменение климата - реальность и повод действовать

В мексиканском городе Канкун с 29 ноября по 10 декабря 2010 года пройдёт очередная конференция ООН (COP-16), посвящённая проблеме изменения климата и международным соглашениям по снижению воздействия на климат и адаптации к последствиям изменений климата. Общественные организации выступили с предложениями по позиции России к СОР-16 и с предложениями по национальной политике в области климата и энергетики. Пресс-конференция на эту тему прошла 25 ноября в Петербурге.

Пресс-конференция в Санкт-ПетербургеПресс-конференция в Санкт-ПетербургеРоссии изменение климата несет не только позитивный эффект потепления и сокращения отопительного периода. Уже в разы увеличилось количество природных катаклизмов. Негативные изменения коснутся сельскохозяйственного сектора – зона благоприятного для земледелия климата смещается в нечерноземье, а черноземная зона становится все более засушливой. Тает вечная мерзлота и разрушается инфраструктура городов и технических объектов. Таяние льдов в Арктике угрожает исчезновению целого ряда животных. Другие животные и микроорганизмы мигрируют вслед за изменением климатических условий, привнося в новые регионы непривычные для обитателей этих территорий болезнетворные организмы.

Климатическая доктрина России принятая год назад, обозначила необходимые направления действий, главные из которых – снижение выбросов парниковых газов и комплекс мер по адаптации к изменениям климата. План действий по выполнению Климатической доктрины России должен быть принят 1 октября 2010 года, но пока это не произошло. По словам профессора Льва Карлина, ректора Государственного гидрометеорологического университета, проект этого документа подготовлен специалистами и в ближайшее время должен быть утвержден. Российский социально-экологический союз считает, что промедление с принятием этого документа серьезно замедляет деятельность России в области климатической политики, и это ослабляет нашу позицию в том числе и на международном уровне.

В 2009 международная конференция ООН по климату (COP-15) прошла в Копенгагене. Ее результатом стал документ Copenhagen Accord, который по сути является всего лишь соглашением о намерениях стран, включая добровольные цели снижения выбросов парниковых газов. Россия в этом документе заявила о цели обеспечить к 2020 году снижение выбросов на 15-25 % по сравнению с 1990 годом. Поскольку в 1990 году промышленность РФ была на подъеме, и выбросы парниковых газов были выше, чем сейчас, на деле это означает рост выбросов на 10-20 % к 2020 году по сравнению с сегодняшним уровнем.

Ожидания от конференции в Канкуне у большинства стран очень осторожные. ЕС считает основной целью предотвращение повышения температуры планеты более чем на 2 градуса к концу века. Будет обсуждаться возможности нового международного соглашения, а также варианты продления действия Киотского Протокола на несколько лет – если нового соглашения достичь к 2012 году не удастся. Россия ряд других стран заинтересованы в механизмах учета роли бореальных лесов в поглощении углерода. Будут обсуждаться механизмы формирования международных фондов, в числе которых сборы за международные полеты, от которых не сможет отказаться ни одна страна.ПО словам Александра Федорова, со-председателя РСоЭС, вероятность достижения каких-либо серьезных соглашений в Канкуне крайне низка. Существуют объективные противоречия между интересами и позициями развитых и развивающихся стран. Пока ситуация выглядит так, мировое сообщество не в состоянии выработать общий подход к проблеме, которая является жизненно важной для всех стран.

Ольга Сенова, координатор Климатического секретариата Российского социально-экологического союза считает, что конструктивная позиция России на переговорах в Канкуне может послужить катализатором выработки целого ряда необходимых соглашений, как основы всеобъемлющего международного соглашения.

Ожидания российских общественных экологических организаций от СОР-16.

Национальные цели: Россия, как все другие развитые страны, должна поставить национальную долгосрочную цель 80% снижения выбросов от уровня 1990 года к 2050, при этом в нашей стране доля ВИЭ должна быть не менее 50%.

Для России важно выполнить национальные меры по энергоэффективности и энергосбережению, которые дадут снижение удельной энергоемкости экономики на 40% за 2007 – 2020 гг. Тогда при реалистичных темпах экономического развития с использованием преимущественно на энергосберегающих технологий, в ближайшие годы выбросы могут стабилизироваться, а в 2020 году их уровень будет на 35% ниже, чем в 1990 году. При этом подразумеваются реальные выбросы экономики как таковые, то есть без учета поглощения лесами и «переноса» квот Киотского Протокола с 2008 – 2012 гг.

Экологические организации призывают в качестве краткосрочной национальной цели принять стабилизацию выбросов на уровне «минус 35%» к 2020 году, и подчеркивают реальность этой цели и выгоды для долгосрочного развития страны. Это было бы первым важнейшим шагом к построению безуглеродной экономики.

Международные обязательства и соглашения:
1) Российские цели, зафиксированные в Приложении к Копенгагенскому Соглашению (15-25%) совершенно недостаточны для того, чтобы остановить рост глобальных выбросов парниковых газов.

В Канкуне экологические организации ждут, что от России заявления, что национальной целью является «минус не менее чем 25%», и что это не включает поглощение лесами и какие-либо переносы квот с 2008 -2012 гг.
Экологические НКО также ожидают, что официальные представители России признают, что для остановки роста выбросов России необходимо (и возможно) обеспечить «минус 35 % к 2020 г.» без учета поглощения лесами и переноса квот с 2008 -2012 гг..
Содействие поглощению лесами СО2 – важнейшая область деятельности России. Леса, как естественные поглотители углерода и природные регуляторы климата, нуждаются в специальных мерах сохранения и отдельных соглашениях.

2) Проекты совместного осуществления и продление Киотского протокола. Нас не удовлетворяет, что развитие в России проектов совместного осуществления (ПСО), выполняемых в рамках Киотского протокола, идет по пути поддержки малого числа проектов крупнейших бизнес компаний, а не по пути поддержки сотен малых проектов по возобновляемой энергетике (ВИЭ). Подходы к одобрению проектов и соответствующие критерии должны быть изменены.

Ядерная энергетика ни в каком виде и ни в каком периоде Киотского протокола, не должна быть в ПСО. Увы, этот вопрос все еще обсуждается в Специальной рабочей группе по Киотскому протоколу. Экологические организации требуют от России высказаться против включения ядерной энергетики в ПСО.

Квоты 2008 - 2012 годов не должны рассматриваться как инструмент следующего соглашения. В контексте Канкуна все страны, включая Россию, должны оперировать фактическими выбросами, ведь только они определяют технологическую модернизацию и действия страны на пути к безуглеродной экономике. В этом контексте экологические организации призывают Россию объявить об отказе от продажи квот "киотского периода".

Тем не менее, экологические организации призывают Россию содействовать продлению действий по Киотскому протоколу в период после 2012 года в той или иной форме. Сейчас имеются разные сценарии, которым не целесообразно препятствовать, даже если у нашей страны сейчас нет намерений в них участвовать. «Лишние» несколько лет действий по Киотскому протоколу не нанесут вреда подготовке нового соглашения, но позволят сохранить все лучшее, что в нем содержится, прежде всего, проекты по снижению выбросов парниковых газов.

3) Срочное принятие решений по «горящим» вопросам помощи наиболее уязвимым странам. В Канкуне России должна продолжить активно содействовать принятию решений по предотвращению сведения и деградации лесов (REDD), адаптации, передаче технологий и наращиванию потенциала стран. Эти решения нацелены на скорейшую помощь наиболее уязвимым и слабым странам, поэтому они должны быть приняты незамедлительно и не дожидаясь решений по другим вопросам, вероятно, более важным для России.

География: 
Тип информации: