1

Итоги климатической конференции ООН в Копенгагене

В Копенгагене с 7 по 19 декабря проходила международная конференция ООН, от которой ожидалась выработка соглашения всех стран по совместным действиям в связи с проблемой изменения климата.
Итогом конференции стал необязательный для исполнения документ, разочаровавший всех, кто надеялся не допустить катастрофических последствий изменения климата в будущем. Российский Социально-Экологический Союз считает, что результаты климатической конференции в Копенгагене не отвечают глобальной задаче снижения антропогенных выбросов парниковых газов и скорейшей адаптации к последствиям изменения климата.

Совместные действия стран необходимы для того, чтобы снизить человеческий вклад в изменение климата, уменьшить глобальные выбросы парниковых газов с участием каждой страны, и замедлить глобальное потепление на отметке не более +2 градусов. Такое потепление уже губительно скажется на многих странах, особенно островных государствах и жарких странах южного полушария. Наиболее уязвимым странам требуется срочная финансовая помощь для адаптации к уже заметным последствиям изменения климата (затопления, деградация посевных территорий, голод) и для снижения выбросов, прежде всего за счет помощи развитых стран, несущих историческую ответственность за антропогенное изменение климата. Размер этой помощи также был предметом переговоров.
Конференция закончилась наиболее слабым результатом из возможных, наихудшим из прогнозировавшихся.
Итоговым документом конференции стал документ под названием «Копенгаген Аккорд» (Copenhagen Accord). Этот документ только «принят к сведению». В этом документе не названы даты, когда страны должны принять юридически обязательный документ по всеобъемлющим обязательствам стран по снижению выбросов парниковых газов и по мерам адаптации к его последствиям после 2013 года, когда закончится действие Киотского Протокола.
В этом документе говориться о необходимости сотрудничества стран, чтобы остановить рост выбросов как можно скорее. Признается, что последствия изменения климата и необходимость адаптации – это вызов для всех стран. Но в документе нет ни временных целей тех или иных действий, ни численных обязательств стран по финансовым вкладам в фонд адаптации и по снижению выбросов.
Документ предлагает заполнить к 31 января 2010 года таблицу снижения выбросов, в которую каждая страна Приложения 1 Киотского Протокола (развитые страны и страны с переходной экономикой, к которым относится и Россия) должна представить свои цифры. Но это не будет обязательством страны, это добровольные предложения.
Развивающимся странам «Копенгаген Аккорд» также предлагает добровольно представить их цели снижения к 31 января, предусматривая, что в этих странах для снижения снижение выбросов нужна международная поддержка
Учитывая предварительные цифры, которые называли представители стран в своих выступлениях, этого совершенно недостаточно для того, чтобы остановить рост выбросов парниковых газов.
Документ предполагает что меры снижения выбросов развитыми странами подлежат международному мониторингу, отчетности и верификации, так же как и снижение выбросов развивающимися странами за счет международной поддержки. Но, поскольку сам документ не является обязательными, то процедуры проверки и отчетности также не являются обязательными.
Россия занимала на переговорах достаточно последовательную позицию. Президент Дмитрий Медведев на саммите заявил, что Россия готова сократить выбросы парниковых газов к 2020 году на 25 процентов, если считать за базу 1990 год, что обеспечит общее снижение выбросов парниковых газов более чем на 30 миллиардов тонн за 30 лет с 1990 по 2020 год. Президент сказал о необходимости заключения юридически обязывающего соглашения, всеобъемлющего и базирующегося на принципах справедливости и общей (но дифференцированной в зависимости от уровня развития страны) ответственности.
Также, по мнению Президента, в глобальном соглашении обязательно должна быть учтена роль лесов – основных поглотителей парниковых газов, а также приемлемые условия передачи развивающимся странам современных технологий.
По мнению РСоЭС, заявленные Президентом цели сокращения выбросов - это безусловный шаг вперед в позиции России, которая до лета 2009 года вообще не озвучивала целей снижения. Но с учетом резкого спада выбросов в 90-е годы прошлого столетия, это обязательство соответствует росту выбросов от уровня сегодняшнего дня более чем на 10 %, и не означает принятия существенных мер энергоэффективности. РСоЭС считает, что в период до 2020 года Россия должна, как минимум, удерживать выбросы парниковых газов на предкризисном уровне 2007 года (65 % от уровня 1990 года без учета поглощения лесами) и предпринимать действия к снижению выбросов, что означает цель снижения выбросов -35%.
В выступлениях Президента звучало, что Россия сможет достичь существенного снижения выбросов парниковых газов за счет повышения энергетической и экологической эффективности нашей экономики, внедрения энергосберегающих технологий и развитии возобновляемых источников энергии. В одном из первых Указов, подписанных Президентов Медведевым говорилось о планах повышения энергоэффективности экономики России к 2020 году на 40 процентов.
В то же время, на брифинге, который дали в Копенгагене для СМИ представители Российской официальной делегации, было сказано, что ресурсы энергосбережения и повышения энергоэффективности в России еще не оценены в полной мере.
Представители официальной делегации России заявили на переговорах, что Россия не планирует продавать свои неиспользованные квоты на выбросы парниковых газов от первого периода Киотского протокола, резервируя их в качестве запаса на случай, если рост экономики будет сопровождаться повышением уровня выбросов сверх ожидаемого уровня. Россия, также как и Украина и Беларусь, блокировала вопрос расширения адаптационного фонда за счет проектов совместного осуществления и торговли квотами.
Александр Федоров, сопредседатель РСоЭС, сообщает: «По мнению РСоЭС, которое было выражено в открытом письме А. И. Бедрицкому в Копенгагене, Россия должна отказаться от переноса этих квот, и при этом дать широкую дорогу проектам совместного осуществления, которые приносят реальный результат как в снижении выбросов, так и в модернизации экономики».
РСоЭС считает, что в выступлении на саммите в Копенгагене и в других выступлениях Президента последней недели звучали очень важные положения, которые РСоЭС и другие общественные экологические организации защищали в последние годы. Главное – что вопросами повышения энергоэффективности и возобновляемой энергетики надо заниматься независимо от климатического соглашения «по одной простой причине: нам самим это выгодно, и мы считаем, что именно такой подход должен использоваться и в других странах. И все мы заинтересованы в улучшении, радикальном улучшении состояния нашей окружающей среды». Но для того, чтобы эти заявления Главы государства стали планом действий, необходимы последовательные решения и на международном уровне и внутри страны.
Ольга Сенова, руководитель Климатического секретариата РСоЭС, считает, что в первую очередь должен появиться план действий по реализации Климатической доктрины Росси, которую Президент подписал 17 декабря. Этот план должен включать график снижения выбросов парниковых газов в стране, т. е. численные цели на каждый год. Соответствующие необходимому снижениию выбросов численные цели объемов выработки возобновляемой энергетики и роста энергоэффективности должны содержаться в документах стратегического планирования.
Пока этого нет. Одобренная правительством 27 августа 2009 года энергетическая стратегия России до 2030 года нацелена на дальнейшее развитие страны по сырьевому сценарию, на основе традиционной энергетики и неэффективного энергопотребления. Движение к энергоэффективной экономике идет во многом вслепую, а, значит, недостаточно результативно.
В этой связи РСоЭС напоминает, что считает недопустимым рассматривать атомную энергетику в качестве возобновляемого источника энергии и технологии решения проблемы климата в связи с присущими ей неоправданными экологическими и экономическими издержками.

География: 
Тип информации: